13 сентября по новому стилю святая Церковь чтит память святых новомучеников Ясеновацких.
Мало народов в современной истории, которые так пострадали, как сербы. Сербское жизненное пространство веками находится на перекрестке путей и интересов сильных мира сего.
Постоянные войны с целью сохранения своей территории, веры и культуры ставили сербов на грань биологического исчезновения. Многочисленные вторжения оттоманской, австро-венгерской и германской империй, ислама и католицизма, приводили к тому, что сербы все время находились между существованием и уничтожением. Один из самых крупных примеров сербского страдания – период Второй Мировой войны, годы существования «Независимого государства Хорватия» (1941-1945), и чудовищной «фабрики смерти» – хорватского усташеского концлагеря Ясеновац.
После кратковременной апрельской войны 1941 года территорию Королевства Югославии разделили между собой страны-агрессоры: нацистская Германия, фашистская Италия, Венгрия Миклоша Хорти и Болгария короля Бориса III. В те дни в Загребе 10 апреля 1941 года было провозглашено усташеское «Независимое государство Хорватия» (НГХ), в состав которого вошла вся территория Боснии и Герцеговины и часть Сербии.
В новообразованном марионеточном государстве на тот момент проживало около 6 000 000 жителей, из них 2 000 000 сербов, а также евреи и цыгане.
Сразу же после самопровозглашения НГХ вождь этого монструозного государства, «поглавник» («главарь») Анте Павелич начал осуществлять программу «чистой хорватской жизненной территории и чистой хорватской нации». Согласно этой программе, условием для создания чистого хорватского государства было истребление сербов, евреев и цыган. Подчеркивая тот факт, что сербы, составляющие треть населения, по вере и расе отличаются от хорватов, для их истребления применили лозунг: «одну треть изгнать, одну треть перевести в католицизм, а остальных убить». Для того чтобы на территории НГХ остались жить только хорваты и «мусульмане», были проведены массовые физические истребления, переселения и насильственные переводы в католицизм, систематическое уничтожение евреев и практически полное истребление цыган. Массовые убийства сербов в НГХ начались уже в апреле 1941 с резни в селах около Беловара, а также на Бании, Лике, Кордуне, Боснийской Краине и Герцеговине. Согласно фактам, только с апреля 1941 до середины августа 1942 в НГХ самым жестоким образом было убито 600 000 сербов. В Сербию в течение войны изгнано около 180 000 сербов. Особенно был заметен духовный геноцид, которому подверглась Сербская православная церковь.
В течение войны было разрушено 450 православных церквей, убито 500 священников, среди них три владыки.
Самым большим и самым чудовищным местом стал концентрационный лагерь Ясеновац. Ясеновац был создан по образцу лагерей нацистской Германии в августе 1941 года. Этот лагерь был главным местом пыток и смертей в НГХ. По ужасам и зверствам, которые совершали в нем усташи, Ясеновац не имеет аналогов в истории человечества. По масштабам преступлений – это третий концентрационный лагерь в оккупированной Европе (1941-1945) после Аушвица и Треблинки.
В немецких лагерях осуществлялся «промышленный» геноцид, в Ясеновце же мужчин, женщин и детей убивали самыми жестокими способами, какие только помнит история. Все негативное, патологическое и преступное, что характеризовало движение усташей, в Ясеновце достигло апогея.
Самым большим и самым чудовищным стал концентрационный лагерь Ясеновац. Ясеновац был создан по образцу лагерей нацистской Германии в августе 1941 года. Этот лагерь был главным местом пыток и смертей в НГХ. По ужасам и зверствам, которые совершали в нем усташи, Ясеновац не имеет аналогов в истории человечества. По масштабам преступлений – это третий концентрационный лагерь в оккупированной Европе (1941-1945) после Аушвица и Треблинки.
В немецких лагерях осуществлялся «промышленный» геноцид, в Ясеновце же мужчин, женщин и детей убивали самыми жестокими способами, какие только помнит история. Узников уничтожали с особой жестокостью, причиняя им тяжкие муки и страдания, используя самые изощренные методы. Людей убивали кувалдами, молотками, болванками, дубинами, ножами, кинжалами, саблями, лезвиями, пилами, топорами, затаптывали сапогами. Заключенных вымаривали голодом, жаждой и инфекционными болезнями. Выкалывали глаза, отрезали нос, уши, язык, выдирали ногти металлическими инструментами, надрезали кожу и посыпали солью, прижигали горячим железом. Насиловали. Мучили и убивали детей на глазах у родителей. Закапывали измученных и еще живых заключенных. Живых толпами сжигали в печах на территории бывшего кирпичного завода в лагере Циглана, которые усташский полковник Ханко Пичилли переделал в крематорий.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил собор новомучеников Ясеновацких. Их имена включены в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования их памяти 31 августа (13 сентября).
В престол нашего храма вложены мощи одного из новомучеников, а на стене написан образ мученика Вукашина — одного из первых пострадавших от рук усташей.
Мученик Вукашин из села Клепац
Вуксан-Вукан-Вук – православный серб из сербской Герцеговины, села Клепац, расположенного на восточном берегу реки Неретвы. В Клепце находилась старинная, начала XVI века, церковь святого апостола Луки – задужбина известных сербских храмостроителей Милорадовичей, и церковь Преображения Господня (до основания, так же как и само село, разрушенная хорватами в 1992 году).
Старец Вукашин происходил из рода Мандрап, родился, вероятно, в конце XIX века, вырос в родном селе, возмужав, уехал на заработки в столицу Боснии – Сараево.
С приходом новой власти – Независимой Державы Хорватской Вук был вынужден вернуться в родное село, но хорватские усташи, римо-католики добрались и в те края, от их страшного насилия над сербскими землями пострадала вся семья Вукашина, также как и многие другие православные сербские семьи, а он сам вместе с другими уцелевшими сербами, был угнан в известный концлагерь для сербов – Ясеновац. В январе 1943 года Вукашин был зверски убит усташским палачом Жилой Фригановичем.
Убийца, заметив старика-крестьянина, который с каким-то непостижимым, мудрым спокойствием наблюдал за зверствами палачей, решил сокрушить этот необъяснимый покой, он отвел его в сторону, поставил на краю свежевырытой ямы, в которую сбрасывали изуродованных полуживых людей, и потребовал крикнуть: «Да здравствует Павелич!» (глава НДХ – прим. пер.). Старик спокойно молчал, тогда озверевший убийца схватил нож, отрезал ему оба уха и нос, затем вновь потребовал воздать хвалу Павеличу, пригрозив заживо вырвать Вукашину сердце, если тот будет молчать.
Блаженный мученик, спокойно взглянув на своего мучителя, тихо, но внятно произнес: «Делай, дитя, свое дело». Такой ответ и небесный покой, отражавшийся на лице святого мученика, привел убийцу в неистовство: вне себя от злобы, он вырезал ему сердце, выколол глаза, перерезал горло… До последнего вздоха Вукашин сохранил в душе Христов мир, последним его движением было троеперстное крестное знамение, за которое палач отсек ему руку, а сам, в исступлении бросив нож, пав уже при жизни в вечную погибель, ногами столкнул его в яму.